среда, 22 июля 2015 г.

Руководство добавило в свою повестку закон об официальном аресте зарубежных активов


Незадолго до рабочая группа Руководства РФ по законопроектной деятельности одобрила для разбирательства на совещании правительства закон, которым ограничивается правовой иммунитет зарубежных стран и их имущества. В случае если документ будет принят, Российская Федерация сумеет арестовывать имущество других государств без согласования с ними в ответ на арест своих активов за границей.

С оглядкой на интернациональную практику

Созданным Минюстом Российской Федерации законом вносятся правки в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и закон "Об исполнительном производстве". Документом предлагается определить юридический режим правового иммунитета зарубежного страны и его имущества в России.
Как указывают в кабинете министров, на концепции полного иммунитета, которая предполагает, что представление в национальных судах исков к зарубежному стране, наложение официального ареста на имущество такого страны либо принудительное выполнение вынесенного против него решения суда разрешаются только с согласования подобающего страны, базировалось сперва советское процессуальное закон, а после этого и российское.
К тому же, фактически во внешнеэкономической деятельности Российская Федерация вынуждена отказаться от иммунитета. Например, "РФ заключила ряд межгосударственных контрактов о взаимной защите инвестиций, которые предусматривают, что споры, связанные с инвестициями, рассматриваются в интернациональном коммерческом арбитраже. В актуальном на текущий момент нормативном правовом положении ряда иностранных государств это указывает отказ от иммунитета. К настоящему времени заключены десятки таких контрактов. Так, практика внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, и вдобавок интернациональная контрактная практика говорят о том, что появилась тенденция признания РФ юрисдикции зарубежных судов, что представляет из себя отказ от иммунитета," – отмечается в обосновании проекта. Кроме того разработчики документа указывают, что "количество исков, представляемых к РФ и ее органам в зарубежных судах, неуклонно возрастает, наряду с этим согласования Российской Федерации на ее участие в деле не спрашивается".
Помимо этого, Белый дом ссылается на принятую Компанией Объединённых Наций 2 декабря 2004 года и завизированную РФ 1 декабря 2006 года Конвенцию о правовых иммунитетах стран и их собственности и на нормативную практику США, Канады, Англии, Австралии, ЮАР и Сингапура.

Новый режим

Законом определяются определения "зарубежное государство", "правовой иммунитет", "судебный иммунитет" и ряд других. Устанавливается объект юридического регулирования и приоритет межгосударственного контракта. Помимо этого, определяются пределы правового иммунитета зарубежных стран и их имущества.
Кроме того устанавливаются случаи, когда зарубежное государство и его активы не оперируют правовым иммунитетом, и предусматривается возможность отказа зарубежного страны от правового иммунитета.
Например, закон предусматривает возможность "ограничения судом РФ на базе принципа взаимности правового иммунитета зарубежного страны, в случае если определено, что в зарубежном стране, перед коего появился вопрос о правовом иммунитете, РФ даётся правовой иммунитет в свыше недостаточном объёме, чем тот, который даётся зарубежному стране".

"Ответные шаги"

Появлению проекта законодательного акта предшествовали аресты русских госактивов в Бельгии и Франции согласно решению Гаагского суда, по которому Российская Федерация должна уплатить бывшим держателям акций ЮКОСа $50 млрд.
Должностные лица Российской Федерации на сообщения об официальном аресте имущества среагировали скорее, чем здаже западные обозреватели, не смотря на то, что случившееся очевидно стало для них неожиданностью. Тут же последовали обращения о грубом недопустимом нарушении межгосударственного права при отсутствии правовых оценок обстановки. Резче всех выступил, пожалуй, лишь российский МИД: после информации о том, что под арест попали счета русских дипмиссий, бельгийскому послу, вызванному в министерство, был сообщён решительный протест. К тому же, Бельгии дали обещание аналогичные ответные шаги.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев кроме того объявил, что Российская Федерация совсем изымает оплаты бывшим держателям акций "ЮКОСа", и предупредил, что возможно ожидать распространения такого рода враждебных деяний и в других юрисдикциях.

Имеется ли потребность?

Мнения правового сообщества по поводу проекта законодательного акта разошлись. Часть специалистов не видят потребности в особом законе, пишет "Коммерсант". "Задержать имущество зарубежных стран возможно и по сей день, когда имеется решение суда", – растолковывает Дмитрий Матвеев, управляющий партнер адвокатского бюро "Дмитрий Матвеев и партнеры". Суд той страны, имущество которой лишилось иммунитета, может отказаться признавать и приводить в выполнение решение российского суда, даёт предупреждение партнер правовой организации "Некторов, Савельев и партнеры" Марат Давлетбаев.
"Сейчас инициировать в Российской Федерации суд против зарубежного страны очень трудно, с принятием проекта закона операция судейского преследования зарубежных стран в Росиии может упроститься", – цитирует "РБК" партнера интернациональной правовой организации Herbert Smith Freehills Алексея Панича. Со слов адвоката, недавнишние попытки официального ареста русского имущества во Франции и Бельгии, когда по предварительным данным принадлежащее Российской Федерации имущество сперва арестовывали, а после этого начинали устанавливать его принадлежность Российской Федерации, представляются примером употребления идеи недостаточного государственного иммунитета в зарубежных странах. Российская Федерация же желает законодательно закрепить возможность употребления такого же подхода на своей территории.
Сейчас документ будет изучен на совещании кабмина, а вдруг будет подхвачен, то и занесён в государственную думу и рассмотрен уже в рамках осенней сессии.


Комментариев нет:

Отправить комментарий